
Иллюстрации: Marcos Farina
Типография Huss подготовила практические советы и рекомендации о том, как заказать иллюстрацию. Все рекомендации разработаны Старшим агентом в Central Illustration Agency (CIA) Тесс Редборн.
- Первое обращение
- Договор о неразглашении
- Бриф
- Лицензии
- Контракты
- Рабочий процесс
Не важно работаете вы в дизайнерском агентстве, или управляете собственным бизнесом, в любом случае, заказать иллюстрацию в первый раз может быть страшно. Цель этой инструкции сделать процесс заказа максимально простым и приятным для обеих сторон. Я писала с мыслью о клиентах. Однако текст пригодится начинающим иллюстраторам, которые хотят выполнять свои первые заказы и не уверены, что стоит знать перед тем, как начать проект.
Первое обращение
Вы не поверите, сколько писем поступают мне на почту с запросом, в котором нет никаких деталей, кроме: «У нас есть интересный проект для ваших иллюстраторов, они могут за него взяться?». Стоит сказать, что большинство профессиональных иллюстраторов работают над более чем одним проектом одновременно. И если я расскажу им подобный запрос, 9 из 10 человек ответят: «Возможно, но для чего?». Поэтому мой совет: выделите немного времени и сразу опишите общие черты вашего проекта.
Чем больше деталей в вашем начальном запросе, тем лучше. Мы понимаем, что иногда вас интересует просто возможность сотрудничества перед тем, как вдаваться в подробности. Тогда сообщите нам, количество иллюстраций и их сложность. Вам нужны 3 простых картинки или 10 густонаселенных уличных сцен? Также сообщите про дедлайн, даже если дата приблизительная.
Благодаря этой информации мы сможем уверенно ответить «да или нет», и нам будет легче двигаться дальше, зная требования.
Договор о неразглашении
Нас часто просят подписывать соглашения о неразглашении и это вполне нормально. Однако если мы найдем в документе пункты, которые требуют передать авторские права — это настораживает. Мы никогда не подпишем это, если не знаем бриф (суть проекта и технические требования — прим. перев.) И полную информацию о клиенте. Поэтому пункт о передаче прав НИКОГДА не должен быть в соглашении о конфиденциальности.
На этом этапе нам нужен правильный бриф.
Что в него включить:
Основная информация
Сколько иллюстраций?
Почему это важно?
Для чего они?
У вас есть примеры? Это фотографии того, что иллюстратор должен нарисовать или картинки, которые передают желаемый стиль. Многие иллюстраторы имеют несколько вариаций своего стиля, поэтому вы можете выбрать из их портфолио те изображения, что вам нравятся. Также можете добавить в примеры рисунки другого иллюстратора. Однако не переусердствуйте, ведь если работ другого иллюстратора будет много, возникнет логичный вопрос, почему не заказали работу именно у него. Также иллюстратор, с которым вы работаете, может чувствовать себя дискомфортно, потому что вынужден копировать чьи-то работы.
Какого размера они должны быть? Маленькие иконки для сайта или размером с билборд? Если у вас есть специфические требования, например векторные изображения, убедитесь, что это указано. Вы удивитесь, как мало иллюстраторов работают в векторе (заметка: если вы не уверены, что такое векторное изображение, поищите информацию … и нет, мы не можем сделать акварельный рисунок ручной работы в векторе).
Вам нужен файл со слоями (например, для Фотошопа)? Осторожнее с этой просьбой: много иллюстраторов неохотно пришлют такой файл и их можно понять. Многослойный файл не дает клиенту право обрезать изображение как заблагорассудится без разрешения иллюстратора. Если же файл вам нужен, то будьте готовы к вопросам с какой целью планируете его использовать. Возможно, анимировать или использовать элемент композиции отдельно?
Сколько поправок вам нужно? Обычно я устанавливаю ограничения 2-3 бесплатные правки для каждого клиента (в рамках запланированного бюджета). Этого достаточно, чтобы получить обратную связь на этапах эскиза карандашом, общего определения цветов и финального проработки цвета с некоторыми настройками в конце. Если проекта нужно больше правок, придется увеличить бюджет. Поэтому, когда чувствуете, что вам понадобится вариативность и возможность развивать идею, возвращаться к предыдущим этапам, попросите включить больше правок.
Позволяете вносить изменения в бриф? Некоторые иллюстраторы обожают дополнять проект собственными идеями. А другим наоборот, нужна структурированность и четко прописан бриф. Будьте готовы заплатить больше … клиент может начать с размытой идеи и не знать, чего хочет, пока не увидит эскиз, поэтому этот процесс гарантированно затянется.
Лицензии
Лицензии — важная часть прибыли, поэтому каждый иллюстратор должен позаботиться о том, чтобы ограничить ее до необходимых отраслей. Ведь практика «полного выкупа» работ делает профессию ненадежной и обесценивает труд.
Обычно лицензия состоит из трех частей: время, территория и медиа.
Как долго вы собираетесь использовать иллюстрацию?
6 месяцев, 1 год, 5 лет, навсегда.На какой территории ее будут использовать?
Великобритания, Соединенные Штаты, Европа, весь мир.В каких медиа?
Сайт, онлайн-реклама, социальные сети, электронное письмо, брошюры или флаеры, на местах продаж или в магазинах, внутренние письма, наружная реклама (билборды, плакаты), цифровая реклама, мерчандайзинг, упаковка, реклама в прессе и телевидении.
В качестве альтернативы, можем предложить ограниченную лицензию. Например, если вы печатаете 2000 блокнотов, можно сделать лицензию только на этот тираж. Однако если решите переиздать ее через несколько лет, придется дополнять лицензию.
Может звучать очевидно, но чем больше лицензия, тем дороже она стоит. Поэтому если вы просите «полный выкуп» (все медиа, весь мир, бессрочная и эксклюзивная лицензия), думая, что это будет проще, не удивляйтесь кругленькой сумме в ответ.
В случае присвоения авторских прав — это совсем другое дело, чрезвычайно редкое и дорогое.
Контракты
Большинство клиентов имеют свои собственные контракты, которые присылают нам, и это замечательно. Однако если его нет, мы можем прислать свои общие положения и требования. Всегда проверяйте, чтобы в договоре было соглашение про гонорар по завершению работ, условия оплаты и кому будет принадлежать интеллектуальная собственность.
Рабочий процесс
Только все согласования начнут действовать, мы (иллюстраторское агентство — прим. перев.) познакомим вас с иллюстратором и предоставим все контакты, чтобы наконец заняться творчеством! Обратная связь лучше организовать этапами (выполнили часть работы — обсудите), а не требовать крошечные изменения когда угодно. Комментируйте работу в кратчайшие сроки. Если вам нужно более чем 2 дня, сообщите иллюстратору, чтобы он мог заниматься своими делами.
По материалам Тесс Редборн
Иллюстрации: Marcos Farina
А больше кейсов и практических рекомендаций о том, как стать успешным иллюстратором, вы найдете в книге издательства ArtHuss: Дэрэка Бразелла и Джо Дэвис «Як стати успішним ілюстратором»
___________________________
- Примеры готовой продукции — в портфолио типографии.
- Информация из области маркетинга и полиграфии — в нашем блоге.
Профессионально и в срок напечатаем книги, блокноты, каталоги по индивидуальному образцу и макету с доставкой по Киеву и Украине.